Сенсорная интеграция
это беспрерывный и бессознательный процесс, когда нервная система человека получает информацию от органов чувств – зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, вестибулярного аппарата и положения тела в пространстве; эта информация обрабатывается в жизни человека.
Представим, что мозг и нервная система – это большой шкаф с огромным количеством полок. Попадая в него ежесекундно, ощущения сортируются и откладываются на определённую полку. В нужный момент мозг может использовать эти богатства для определенной ситуации, поведения или обучения.
А что будет, если ощущения не складываются на полки, а падают на пол, в кучу? Хаус и ничего хорошего. Это ведёт к различным отклонениям в поведении и способности к обучению, ребёнок не получает полную информацию о себе и окружающем мире.
В 1950-х годах доктор Джейн Айрес в США обратила внимание на эту проблему. Более 70% детей с какими-либо отклонениями в развитии имели нарушения работы сенсорных систем.
⠀
В идеале мозг и ЦНС ребенка действует как одно целое и это единственно возможный способ работать хорошо: прикосновения помогают видеть, зрение – удерживать равновесие, равновесие — ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению. Всё взаимосвязано.
Для развития ребёнку необходимо соприкасаться с внешним миром с рождения. Умение взаимодействовать с ним зависит от развития мозговых функций.
Прикосновения – это первый «кирпичек» ощущений, «связь мать ребенок». Развивается эмоциональное, социальное и физическое становление младенца.
⠀
Часто нарушения развития и трудности в обучении связаны со слабой сенсорной интеграцией. Порой родители таких детей не осознают, что проблемы в поведении и в обучении вызваны неврологическими нарушениями, которые не подвластны контролю ребёнка. Они считают, что чадо просто не хочет что-то делать, вредничает или ему неинтересно, и выбирают линию поведения, которая ещё больше затрудняет жизнь ребёнку.
⠀
Исправить ситуацию можно и нужно! Ждать, когда малыш перерастёт свои нарушения НЕЛЬЗЯ, это чревато задержкой в оказании профессиональной помощи, и время может быть упущено!
Сенсорная интеграция необходима ребёнку для освоения движения, речи, игровых навыков, а в дальнейшем – чтения, письма и адекватного поведения. Сбой в системе работы мозга и ЦНС распознает специалист, наблюдая как ребенок играет, как ведёт себя, как выполняет стандартные тесты.
⠀
Есть ряд симптомов нарушения сенсорной интеграции для каждого возраста свои:
⠀
В младенчестве дети начинают ползать, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить позже своих сверстников. Они кажутся неловкими, не удерживают предметы, игрушки, спотыкаются во время бега, теряют равновесие, часто падают, у них отмечается нарушения координации движений.
⠀
В дошкольном возрасте главный признак – не умение играть. Ребенок не понимает действий других детей, ему не интересны популярные игры. Чаще для игр выбирает детей либо младшего возраста, либо старшего, так больше шансов быть принятыми и понятыми. Он чаще ломает предметы, чаще получает повреждения.
Также ребёнку трудно раскрашивать, складывать мозаику, аккуратно резать ножницами, совмещать ровно края бумаги. Такие задачи кажутся ребёнку трудными и непонятными, и поэтому неинтересными.
Гиперактивность – ещё один признак, при котором мозг не может организовать упорядоченную двигательную активность.
С другой стороны, если нарушена организация тактильных ощущений, малыш необщительный, не позволяет прикасаться к себе. А некоторые бояться света или шума.
⠀
В школьном возрасте дети испытывают настоящий стресс: здесь и налаживание дружеских контактов, и сам процесс обучения, особенно чтение и письмо, переключение на разные задания, запоминание сложных инструкций. Часто ребёнок вообще не способен понять, чему его учат.
Реакцией на такую невыносимую ситуацию бывает спонтанная злость и агрессия, ведь ребёнок не может объяснить, что с ним происходит.
⠀
В подросткам возрасте нарушение проявляются как несобранность, трудности планирования задач и осознание собственной неполноценности.
⠀
На каждом этапе очень важна поддержка родителей, воспитателей и учителей.
источник
|