Расстройства аутистического спектра (РАС) — это достаточно неоднородная группа нарушений развития, для которой характерен прежде всего устойчивый дефицит в различных аспектах социального взаимодействия, таких как вербальная и невербальная коммуникация, эмпатия, эмоциональное развитие и трудности в понимании социального подтекста. Для людей с РАС характерны также стереотипное поведение, привязанность к ритуалам и ограниченные фиксированные интересы. Развитие речи, усвоение языка могут проходить почти без отклонений от нормы, как, например, при синдроме Аспергера, но чаще всего нарушения в этой сфере имеются. В этих случаях, как показывают данные, у индивидов наблюдается атипичный объем зон мозга, связанных с речью, чего не замечено у людей с РАС без видимых отклонений. Тем не менее, атипичные паттерны активации при решении лингвистических заданий замечены у обеих групп.
Задержка развития речи — одна из наиболее распространенных жалоб родителей детей с подозрением на РАС. Часто задержка эта довольно значительна: первые слова произносятся ребенком в возрасте 38ми месяцев, в то время как при нормальном развитии это происходит в возрасте 8—12ти месяцев. По некоторым данным, от 25% до 50% людей с РАС вообще не овладевают функциональными речевыми навыками. Для речи практически всех людей с РАС характерны специфические проблемы в области прагматики, необычные интонации и часто — эхолалии. Затронутыми также оказываются и другие аспекты речи: синтаксис, морфология, семантика и фонология; нередко возникают трудности при восприятии речи других людей.
Прагматика
Прагматика является, возможно, наиболее «социальной» частью речи, поскольку она предполагает осведомленность о нуждах и особенностях собеседника и приспособление под них речи. Под прагматикой обычно понимается использование речи в качестве средства коммуникации, что включает в себя как вербальную часть (подбор лексики в зависимости от уровня собеседника, использование указательных и других местоимений и т.д.), так и невербальную: жесты, выражения лица, контакт глаз и т.д. По распространенному мнению, этот аспект речи наиболее тесно связан с теорией сознания, или моделью психического. Прагматическая сторона речи при РАС затронута чаще всего и наиболее устойчиво: данные показывают, что вомногих случаях она остается проблемной также и у детей c РАС, не имеющих трудностей при обучении в школе, и даже у людей, кому диагностировали РАС в детстве, а позже проявления аутизма сгладились. Более того, в отличие от других расстройств коммуникации, прагматические проблемы речи у людей с РАС усугубляются с увеличением речевой активности. Исследования показывают, что, как правило, люди с РАС склонны использовать излишне формальный или конкретный набор слов и нестандартные грамматические конструкции вне зависимости от социального контекста. Они также менее склонны использовать междометия для заполнения речевых пауз. Отмечаются и другие трудности: неумение дать адекватный по размеру и содержанию ответ на вопрос или реплику собеседника, задавать уместные вопросы и ориентироваться на реакцию собеседника при подаче информации.
Также проблемным навыком является способность «ремонтировать» речь — поправлять и уточнять свои высказывания, то есть соотносить сказанное с реакцией собеседника, с его просьбой о коррекции, и у людей с РАС затруднено понимание того, что именно нуждается в уточнении. Некоторые эксперименты, однако, показывают, что люди с РАС способны на подобный «ремонт», но, тем не менее, делают большое количество неподходящих поправок.
К прагматическим способностям также относится способность ко лжи. Опрошенные родители детей с РАС часто утверждают, что их дети не лгут, и проведенные исследования показывают, что люди с РАС испытывают трудности с обманом и пониманием цели обмана, по крайней мере, в экспериментальных условиях. Однако, будучи поставленными в ситуацию, когда им необходимо солгать по своей собственной воле для своей пользы, люди с РАС также могут пойти на обман.
Эхолалия
Эхолалия является другой характерной чертой речи при РАС. Эхолалией называют простое повторение отрывков речи или звуков сразу же после их произнесения или через определенное время, и в зависимости от этого эхолалия разделена на два подтипа: отсроченную и мгновенную. Первоначально они считались просто бездумными автоматическими повторениями, не несущими никакой функции, однако позже эта точка зрения была пересмотрена. Исследование Tarplee и Barrow выявило, что, вероятно, для детей с РАС это является некоторым особенным способом коммуникации. Авторы отслеживали спонтанные коммуникации матери с ее аутичным сыном, и ими было замечено, что, используя эхолаличные повторения фраз из мультфильмов, ребенок пытается вызвать совершенно определенную реакцию у матери — повторение этой же фразы, в то время как любой другой ответ ребенка не удовлетворял. Более того, сама мать использовала эти фразы для общения с сыном. Вдобавок к этому, в другом исследовании было замечено, что каждая фраза употребляется ребенком только в определенном контексте. Отсроченная эхолалия может также служить другим целям, таким как смена темы на более интересную для ребенка и попытка занять позицию власти. Что касается мгновенной эхолалии, то, как было предположено Violette и Swisher], она тоже применяется в определенных ситуациях: когда ребенок слышит незнакомые слова, произнесенные директивным тоном. Помимо этого, она может быть использована при попытке противоречить даваемым ребенку указаниям или при выражении несогласия с исправлением его речи.
Смотрите, так же, Общие рекомендации по работе с аутичными детьми.
|