Что такое аутизм?
Аутизм - это сложное, порой болезненное состояние личности, которое выражается в чрезмерной ее самоуглубленности, в уходе от контактов с окружающими, в погружении в мир собственных переживаний, в отчуждении.
Американская ассоциация по аутизму рассматривает его как глубокое врожденное нарушение, имеющее бионеврологический характер, которое обычно проявляется в течение первых трех лет жизни.
До сих пор среди ученых нет однозначного мнения по поводу причин возникновения данного состояния человека. Самые распространенные из них — генетические, родовые травмы, вирусные заболевания, хромосомные нарушения.
В настоящее время критерием диагностики аутизма считаются те характеристики поведения, которые проявляются в трех основных сферах (триада нарушений; Винг Л.):
1) нарушение социального взаимодействия;
2)нарушения социального общения;
3)ограниченные интересы и действия.
По мнению Л. Винг, следствием этих нарушений у людей оказывается жесткая модель поведения, включающая в себя стремление к сохранению постоянства, стереотипного движения, ограниченные интересы и т. д. Эти характерные черты проявляются у каждого ребенка по-разному.
Основные критерии определения аутизма:
1. Проявления аномального развития до трех лет.
2. Качественные нарушения в социальном взаимодействии (три из пяти):
• отсутствие контакта «глаза в глаза», странное положение тела, выражение лица, использование жестов неадекватно ситуации;
• неспособность к установлению дружеских отношений, которые характеризуются взаимными интересами, деятельностью и эмоциями;
• отсутствие попытки (или очень редкие попытки) найти в других людях утешение и любовь в моменты стресса или когда им плохо и/или неспособность самому выразить утешение, сочувствие;
• отсутствие проявления радости, когда другие ее проявляют;
• отсутствие проявления социальности и эмоций и /или отсутствие изменения в поведении в зависимости от социального контекста.
3. Качественные нарушения в коммуникации (два из пяти):
• задержка или полное отсутствие речи, не сопровождающееся попыткой компенсировать это альтернативными способами коммуникации (невербальными средствами);
• неспособность начать или поддержать разговор, неспособность обмениваться репликами при общении;
• стереотипное, повторяющееся использование средств языка;
• аномалии в высоте тона голоса, ударении, скорости, ритме и интонации речи;
• отсутствие разнообразия при ролевой игре или в раннем возрасте при социально имитирующей игре.
4. Ограниченные, повторяющиеся, стереотипные модели поведения, процессов и действий (два из шести):
• всепоглощенность стереотипными и ограниченными интересами;
• специфическая привязанность к определенным предметам;
• настойчивое требование соблюдения специфических, нефункциональных ритуалов и заведенного установившегося порядка;
• стереотипные и повторяющиеся двигательные маневризмы, включающие в себя ворчание, хлопанье, взмахи руками, слож- ные движения всего тела;
• настойчивое внимание к частям предметов или нефункциональным игровым материалам (обнюхивание, ощупывание поверхностей, слушание шумов);
• расстройство по поводу мелких, незначительных изменений в окружающей обстановке.
Существует также понятие аутичности - это свойство личности, проявляющееся в норме и не относящееся к сфере психопатологии.Эта черта отражается на всей сфере контактов человека. Многие черты поведения аутичного ребенка напоминают сглаженный, нечетко выраженный аутизм. Однако такой ребенок обладает компенсаторными механизмами, которые при благоприятных условиях позволяют ему удовлетворительно адаптироваться в среде сверстников.
Аутичных и отчужденных людей объединяет то обстоятельство, что они испытывают дефицит общения, хотя причины, приводящие к недостатку полноценного общения с людьми, в этих группах различны.
Отчужденность — охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей. Проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, бессмысленности происходящего; сопровождается апатией и аполитичностью, дефицитом теплого сердечного общения. Отчужденность описывается в терминах ожиданий и всегда понимается как свойство личности, в достаточной степени осознаваемое. Причина отчужденности — состояние дезорганизации личности, которое возникает в результате ее дезориентации. Причиной такой дезориентации может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт норм, когда личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо ситуация отсутствия норм.
Источник материала сайт b17.
Рекомендуем, так же, обзорную статью про Иппотерапию при аутизме.
|