Джин Айрес, основоположник сенсорной интеграции своими исследованиями доказала, что вестибулярная система (поддержания равновесия), тактильная (система поддержания равновесия) и проприоцептивная (система кинестетического восприятия) системы начинаются формироваться в первую очередь у плода в утробе матери. Эти три системы она назвала основными, или базовыми, ощущениями. Вместе они образуют своего рода основу для сложного взаимодействия всех органов чувств.
Слух, обоняние, зрение - то есть те виды чувствительности, с помощью которых воспринимаются находящиеся на расстоянии от тела раздражители, начинают работать на более поздней стадии развития.
Основная идея метода сенсорной интеграции заключается в том, что впечатления собственного тела - тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. Поэтому сенсорная интеграция направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как базы, основы, предпосылки для формирования других чувств.
Дисфункция сенсорной интеграции – это состояние, когда головной мозг не способен воспринимать информацию одновременно от нескольких сенсорных систем. Можно выделить типы дисфункции сенсорной интеграции: повышенная чувствительность, пониженная чувствительность, сенсорный поиск.
Коррекционная работа педагога – психолога включает в себя несколько этапов.
Этапы работы по методу сенсорной интеграции с детьми с РАС педагога – психолога в ДОУ:
- На первом этапе необходимо выявить сенсорные дисфункции у детей и эмоционально - волевой сферы. Диагностика детей с РАС осуществляется методиками:
1.1 «Карта наблюдений» позволяет обобщить наблюдения, количественную и качественную оценку учителя - дефектолога, воспитателей, учителя - логопеда, родителя и педагога - психолога и разработать программу индивидуального развития и обучения ребенка с проблемами развития и воспитания, а также отслеживать ее эффективность на разных этапах, и, по мере необходимости, вносить необходимые коррективы. Таким образом, «Карта наблюдений» является единым комплексным методом наблюдения за динамикой развития ребенка; выявления его «зоны ближайшего развития».
1.2 дисфункцию вестибулярной, проприоцептивной и тактильной системы можно выявить с помощью осмотра Инге Флеминг.
Диагностика проводиться 3 раза за учебный год: в начале, в середине и в конце учебного года.
С помощью этих методик можно выявить малейшие изменения в поведении, эмоционально – волевой сфере, познавательных процессах, речи и сенсорных нарушениях.
- Разработка и проведение занятий по методу сенсорной интеграции. Занятия проводятся с использованием сенсорных тренажеров в зависимости от сложности дефекта ребенка. Существует несколько комбинаций занятий:
2.1 цикл занятий, направленных на "насыщение" ребенком сенсорными ощущениями. Данный метод занятий подходит для детей со значительными сенсорными нарушениями, с полевым поведением. После "насыщения" наступает стадия, когда ребенок способен переключиться на дидактическую нагрузку.
2.2 занятие включающие в себя дидактические игры + как стимул игры с сенсорными тренажерами (после выполнения дидактических игр). Такой метод занятий хорошо работает, когда мотивация ребенка к познавательной деятельности низкая или совсем отсутствует.
2.3 выполнение дидактических заданий с помощью сенсорных тренажеров. Такой метод подходит для детей с минимальными сенсорными нарушениями.
2.4 Игры с сенсорными тренажерами и последующее выполнение дидактических заданий. Получив сенсорную стимуляцию ребенок способен выполнить дидактическую нагрузку, которую не удавалось сделать без применения сенсорной стимуляции.
Сенсорная интеграция представляет собой строго дозированную и четко простроенную специфическую тренировку нарушенных функций в специально организованной среде.
Очень важно включать родителей в образовательный процесс своих детей, чтобы коррекционная работа осуществлялась и дома. Для этого специалисты регулярно проводят консультации, мастер-классы для родителей, обучают их азам сенсорной интеграции и стимуляции. Родители закупают сенсорные тренажеры (гамаки, доски, балансиры, фитболы, батуты и т.п.) для детей и «насыщают» детей дома. Родители и педагоги отмечают положительный эффект от сенсорных тренажеров и сенсорной интеграции.
В сенсорной интеграции важно следовать за ребенком в его развитии, искать тот метод, который поможет преодолеть проблемы и трудности данного конкретного ребенка, и гибко менять приемы, методы, если они не подходят к конкретному ребенку. Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной коррекционно-развивающей работы, помочь ребенку наладить контакты, общение со сверстниками и взрослыми, и полноценно развиваться во всех направлениях. В терапии сенсорной интеграции важно целенаправленно стимулировать отдельные системы восприятия ощущений таким образом, чтобы на долю других приходилось как можно меньше работы.
Сенсорная интеграция как вид терапии целостна: она задействует все тело, все органы чувств и весь мозг. Когда мышцы работают слаженно, формируя адаптивное движение всего тела, они вместе с соответствующими суставами посылают в мозг хорошо организованные ощущения. Движения, в которые вовлечено все тело, также порождают множество вестибулярных импульсов, помогающих объединить другие сенсорные системы.
Вершиной системы сенсорной интеграции являются развитая эмоциональная сфера, высшие психические функции и речь.